Единый государственный экзамен как разновидность школьного стресса.
Жизнь без стресса -> Стрессы учебные -> Единый государственный экзамен как разновидность школьного стресса.
Современные школьники живут в условиях новой реальности, которая носит название ЕГЭ - Единый государственный экзамен. Как же нашим почти взрослым детям психологически подготовиться к его сдаче, дабы не впадать в стрессовое состояние еще под дверью школы?
1. Нагнетание необоснованной паники, распространение непроверенных слухов.
Сюда относятся утверждения о том, что сдать ЕГЭ невозможно в принципе, что ради хорошей оценки надо просто дать взятку, и прочее в подобном духе. И все это на фоне сильных эмоций – страха, гнева, тревожности. В таких обстоятельствах может растеряться даже отличник.
Вывод – не париться! Из всеобщего мандража «выпасть» достаточно просто, если в течение последних лет в школе нормально учить все уроки. Тогда и паниковать особо не придется.
2. Высокий уровень тревожности, связанный с самооценкой.
Экзамен – это всегда стресс. И для двоечника и для отличника. Только в первом случае стресс диктует вопрос – «Сдам - не сдам?», а во втором «На сколько сдам?». Благодаря традиционно сложившемуся в школьной системе отношению к экзаменам результат очень сильно влияет на самооценку школьника. Роль школьного психолога в оказании помощи неоценима. То же самое касается родителей. Красной нитью в разговорах с ребенком должен проходить тезис «На сколько бы ты не сдал экзамен, ты все равно останешься моим любимым сыном (дочерью), ты все равно мой, родной и драгоценный».
Не могу не вспомнить один старый анекдот. Идут домой мальчишки-одноклассники Иван и Самуил, тащат в портфелях каждый по «двойке». А живут на одной лестничной площадке в доме одесского типа. Одновременно заходят каждый в свою квартиру. Через пять минут из квартиры Ивана слышно ругань, мат, отец хватается за ремень с криком «Дубина, бестолочь, и пр.» Еврейская мама открывает дневник, долго смотрит, потом озадаченно поворачивается к сыну: «Самуил, как это ты умудрился? Ты же у меня такой умный?» Понимаете разницу? Во втором случае с самооценкой все в порядке – ну случился прокол, ну бывает, но я все равно умный. Но почему-то все мои знакомые реагируют отрицательно и считают, что нашим детям такого говорить нельзя, а то они еще больше испортятся. Хотя психологическая статистика утверждает, что все проблемы наших подросших детей от заниженной самооценки. Так что стоит сделать выводы.
3. Отсутствие гарантии объективности учителей.
На обычном школьном экзамене ученик чувствует себя более защищенным в привычной обстановке с родными учителями. Хорошо, если с ними у школьника взаимное понимание и нормальные отношения. При достаточно ответственном подходе к учебе получить нормальную оценку – не проблема. В этом преимущество школьного экзамена. Но если отношения по каким либо причинам не сложились, и учитель необъективен, то с помощью ЕГЭ легче доказать свои знания, так как при этой системе попадешь совсем к другим учителям в другую школу. Это одна сторона медали. Другая – повышение тревожности на почве незнакомой обстановки и чужих людей. Чтобы хоть как-то ее снизить, надо быть уверенным в своих знаниях если не на 100%, то хотя бы на 80-90.
4. Повышенный риск.
При старой системе выпускным экзаменам присваивалась роль «репетиции» перед вступительными. Это очень снижало уровень тревожности перед поступлением. Теперешнее ЕГЭ одновременно является и выпускным экзаменом и вступительным, что никак не способствует снижению тревожности, а совсем наоборот. От этого снижается концентрация внимания, работоспособность, на учебную деятельность остается меньше сил. Тревога забирает очень много энергии.
Подготовиться к ЕГЭ психологически возможно, если разработать для себя личную стратегию:
1. Заниматься в школе, дополнительно самому или вместе с репетитором. Кстати, введение ЕГЭ очень сильно повлияло на репетиторский бум, и преподаватели многих дисциплин стали на этом хорошо зарабатывать. Раньше у них таких возможностей было значительно меньше, но это тема другой статьи.
2. Посещать школьного или другого психолога, чтобы он помог морально подготовиться к ЕГЭ. Учтите, без выполнения пункта 1 никакой психолог не поможет.
3. Заручиться поддержкой близких. Попросить родителей, чтобы не относились к вам слишком уж требовательно. Даже у отличников и медалистов тоже бывают «проколы».
Лучше несколько раз «проколоться» в течение учебного года, чем на ЕГЭ.
4. Собирайте информацию о ЕГЭ, общайтесь с теми, кто уже пережил это. Даже если правила каждый год будут меняться (как например, на Украине), все равно суть останется. И морально вы будете крепче.
5. Обсуждайте в малых группах и в классе любые факты о ЕГЭ, чтобы лучше владеть темой. Но это должны быть достоверные данные. Не пользуйтесь непроверенными источниками
На мой личный взгляд, введя ЕГЭ, государство поставило очень продуманный «фильтр», проскочить через который смогут только те, кто в школе был крепким хорошистом или отличником. А таких в каждом классе единицы – эта тенденция очень четко прослеживается. Для всей территории бывшего СНГ характерно следующее – в этих странах уже некому пахать, сеять, доить и стоять у станка. Рабочие специальности не в цене. Разве что самые денежные из них типа автосервиса. А страна нуждается именно в рабочих руках. Взяться им неоткуда. Телереклама, фильмы про красивую жизнь и всякие шоу этому никак не способствуют. Вот и стремится наша молодежь в престижные институты с перспективой уехать из страны или хотя бы из провинции. Если все уедут, кто же останется?..
Автор: Валентина Васильева
Дата публикации: 02.10.2010
Перепечатка без активной ссылки запрещена
|
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.