Школьные стрессы или как готовить удобного ребенка
Жизнь без стресса
→
Подростковый стресс
→ Школьные стрессы или как готовить удобного ребенка
Дата публикации: 16.06.2017
Вот вы заходите в школу, видите бегущих детей - запах столовой смешан с краской, у большинства учителей вид цербера … такие вот милые.
Другая мизансцена – ваш ребенок снова в кабинете у директора. Вы летите туда же и по дороге в голове перебираете все предположения: разбил, ударил, нахамил, оценку самолично исправил. Переступив порог кабинета, замечаете направленные на вас недовольные взгляды других взрослых. Ох уж эти школьные стрессы! Вот оно, сейчас начнется…
Вам говорят, что вы не занимаетесь своим ребенком, он гиперактивный (то есть больной), другим детям не нравится поведение, другие родители устали. Учителя оглашают список всего накипевшего, навешивая все грехи мира на неудобного ребенка. В многолетнем треугольнике школа-ребенок-родитель побеждает чаще всего школа, потому что систему не перешибешь. Это с отдельным человеком побороться можно, а вот с системой…
Краснеете, да?! А другие родители в это время перешептываются, какая вы ужасная мама или папа, опекун, приемный родитель… Кто из вас задумывался, что происходит с самим ребенком, подростком? На него все нападают, остается лишь обороняться, то есть создавать неудобные ситуации другим, показывая, что он есть и может за себя постоять. Отсюда и стрессы в школе.
Все мои многолетние наблюдения в школах и социальной службе подтверждают, что данная ситуация типична до боли. Давайте отмотаем пленку до того момента, как вы сами в свое время пришли в школу, когда добрые родители вас туда сдали.
Вспомнили? Представьте, что вы – тот самый ребенок или подросток, и у вас своя социальная история семьи. Семьи бывают двух видов.
Первые – социально адаптированные, умеют устанавливать контакты, строить отношения с родственниками, друзьями, выдают карманные деньги, путешествуют, выбирают детям секции и кружки.
И есть другие, полностью противоположные благополучным семьям, где отсутствуют всякие правила социального поведения. Там не только взрослые, но и дети ругаются матом, воруют, дерутся, приходят грязными, с запахом и голодными.
Увидели, почувствовали, вспомнили?!
Школа с ее «кухней» и стрессами. Вернемся к детям. Когда их приводят ко мне на первую консультацию, на мои стандартные вопросы
- «Вы знаете кто такой психолог?»
- «Как ты думаешь, почему тебя ко мне привели?»
- «Что вообще тебе родители сказали?»
типичные ответы моих юных клиентов
- «знаю, бывал»,
- «родители думают что я псих, меня привели»,
- «тесты будете проводить»,
- «вы работаете с психами»,
- «Наверное из-за того что меня со школы выгоняют»,
- «я подрался»,
- «курю»,
- «много играю за компом»,
- «меня в школе учителя, одноклассники называют больным, психом»
- «Родители обещали денег дать»,
- «мы договорились, что один раз схожу и все!».
Начинаю работать, оказывается, что в школе ребенка делают «удобным», дома тоже под стандартную выкройку подгоняют ради собственного удобства. Юные клиенты плохо спят, нервничают, болеют (температура, желудок, часто головные боли, тики). Неудивительно, что школьные стрессы вызывают такую психосоматику.
Фишка столетия – невропатологи и педиатры МАССОВО выписывают препараты от стресса. Читала о препаратах и заключения врачей - родители приносят и показывают.
Следующие консультации проходили легче, дети расслаблялись, рассказывали о себе, о доме и школе. Их обычные фразы – «Спасибо Вам, Вы меня умеете слушать. Жаль, что в школе и дома всем наплевать на меня».
Бывали неожиданные консультации, юные клиенты приходили со своими «новыми» появившимися друзьями. «Новые друзья» тоже становились моими клиентами. Ведь им так важно, чтобы их услышали. Никакие гаджеты, телефоны не заменят теплого отношения. А вот в школе, если у тебя нет диковинок техники, все из группы выгоняют, тычут пальцем, смеются.
Где правда?
Дорогие родители, психолог – это хорошо, но только мы с вашими детьми не живем под одной крышей. Очень важно, чтобы вы тоже включались в индивидуальную работу с психологом, вспоминая как школьная «кухня» отобразилась на ваших жизненных сценариях. Посещение психолога полезно не только вашему подросшему ребенку, вам тоже.
Понятно, что вы уже взрослый, имеете опыт, обладаете умением отстаивать себя цивилизованно. У кого же вашим детям учиться делать так же? Как они могут это сделать? Только общаясь с вами изо дня в день по любым мелким и крупным вопросам. Из этого складываются кирпичики ваших будущих взрослых отношений. А не из того, что вы будете пытаться сделать ребенка удобным.
Иначе вы рискуете получить на выходе запуганное, полностью от вас зависящее существо, которое самостоятельно шагу ступить не может. Или сбежать из дома в поисках сообщества, где его примут, каким есть. Оно вам надо?
«Дешевле» создать дома такую обстановку, чтобы домой идти хотелось, даже если набедокурил, проштрафился, ошибся, дал маху и пр. Именно так можно справиться со стрессом ребенка в школе.
Как психолог со стажем, со всей ответственностью заявляю, что создать более-менее гармоничные отношения с собственным чадом можно! Даже если оно периодически взбрыкивает и бодается.
Другой вопрос – как это сделать? Есть 2 варианта – попробовать справиться самостоятельно или прийти ко мне. Тем более, что лето уже началось, до сентября есть время «подготовиться к школе» и детям и родителям. Тогда будут шансы, что следующий учебный и жизненный год у вас с ребенком пройдет куда мягче, а острые углы сгладятся.
Гармонии вам с вашими ершистыми детьми!
Статья эксперта сайта психолога Елизаветы Компанцевой
E-mail: kesd2006@ukr.net
Перепечатка без активной ссылки запрещена!
|
Вы можете приложить к своему отзыву картинки.